Еще летом 2012 года я принимала участие в V Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании». Проводил конференцию ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».
Сегодня получила сборник с материалами, начала его анализировать и задумалась... Как немного в нем материалов, действительно поднимающих проблемы использования информационных технологий, описывающих реальный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий и акцентирующих внимание на больной теме формирования компетенций. Статьи о компетенциях, конечно есть, куда ж без них... Высшая школа работает по ФГОС 3 поколения и рапортует о "...компетентностном подходе, в основе которого лежит следующая парадигма: процесс подготовки специалиста есть процесс формирования широкого спектра профессиональных компетенций; образованный человек – это специалист, компетентный в своей области в самом широком смысле." Это цитата из сборника, честно говоря, я плохо ее понимаю - сплошная вода. Не получится ли опять у нас как в той пословице "выплеснули дитя из таза вместе с мутной водой"?
Развивая проект
"Open eLearning", мы постоянно общаемся с учителями школ, преподавателями вузов и делаем вывод об очень смутном представлении взаимосвязи понятий "стандарт - компетенции - результат обучения". Может быть в столичных продвинутых вузах этому вопросу и уделяется достаточное внимание: проводятся внутренние конференции по подготовке паспортов компетенции, по обучению преподавателей умению читать, понимать и применять в своей деятельности требования ФГОС. К сожалению, на периферии дело обстоит гораздо печальнее. Легко ругать составителей ФГОС, но давайте ответим честно на вопрос "готов ли каждый преподаватель четко сформулировать результаты обучения хотя бы на уровнях "знать, уметь, владеть". О других, более сложных уровнях учебных целей, например, Б.Блума, многие даже не слышали.
На курсах повышения квалификации
"Программные продукты для онлайн-презентаций" и во время вебинаров по проектированию и разработке ЭОР мы постоянно обсуждаем эти вопросы. Для всех очевидно, если неверно сформулирована цель обучения, не прописаны результаты и не продуманы методы и средства оценки достижений, то бессмысленно говорить о формировании компетенций.
Приглашаем всех заинтересованных продолжить обсуждение во время вебинара
"Целеполагание в соответствии с таксономией учебных целей Б.Блума. Целепредъявление с помощью инструментов iSpring Suite".
Дата проведения - 22 февраля, 12.00 (мск)