Современные ученики и студенты – это представители цифрового поколения, рожденные в середине и конце 1990-х, выросшие на интернете, цифровых камерах, смартфонах, виртуальной реальности и социальных сетях. Для них пользование различными электронно-цифровыми устройствами часть повседневной жизни, причем, более естественная, чем поход в библиотеку или музей. Миллионы владельцев смартфонов и планшетов, уже не мыслят комфортного существования без информации от своих устройств о местоположении друг друга, решаемых в данный момент задачах, ближайших ресторанах, кинотеатрах, музеях и других объектах. Гаджеты обеспечивают доступ к банкам и магазинам, удалённым хранилищам файлов и программ, позволяют спроектировать индивидуальную образовательную траекторию.
Наверное, уже можно заявлять, что эпоха персональных компьютеров близится к концу, а впереди век невидимых информационных технологий. В этом абсолютно убеждены сотрудники Xerox PARC Марк Вейзер и его единомышленники: «…истинные технологии должны быть незаметны людям. Когда технология органично вплетена в структуру повседневности, то мы, пользуясь ими, даже не осознаём их присутствия». (Статья для технарей, но подход мне понравился)
Как мне кажется одной из ведущих целей современного образования должно стать формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на всех уровнях. При этом в большой степени имеется ввиду не столько ИКТ-грамотность (умение пользоваться компьютерами, гаджетами и прочей цифровой техникой), сколько формирование информационного мировоззрения.
Вот здесь лично у меня возникает самый болезненный вопрос: насколько обладают таким мировоззрением педагоги? Спешу оговориться, что никоим образом не хочу обидеть наших учителей, которые более чем перегружены работой, зачастую рутинной, "галочковой"...
По данным психологии, интервал между поколениями составляет порядка 20-30 лет. Так называемый конфликт «отцов и детей» в информационном обществе проявляется намного острее. Если раньше проблемой были музыкальные пристрастия, внешний вид, одежда и стиль жизни, то сейчас можно говорить о двух разных мирах, двух разных культурах.
Интересна точка зрения Марка Сандомирского [2]: "Формировать взгляды нового поколения, конечно же, будет интернет. И уже формирует. Ведь дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом. Они с детского возраста погружены в интернет, он им заменяет телевидение – дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры. Дальше – больше, и обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении"… текст полностью
Итак, так называемое Z- поколение (термин не научный, а распиаренный в СМИ) подходит к развлечениям, обучению, работе и потреблению принципиально новыми способами. В этой ситуации информационно-коммуникационная некомпетентность педагогов или явное игнорирование информационно-коммуникационных технологий может способствовать утрате не только связи между поколениями, но и, к сожалению, взаимопонимания, взаимоуважения.
Тем не менее, отрадно отметить не только значительное увеличение количества виртуальных педагогических сообществ в социальных, профессиональных сетях, но и открытость этих сообществ, желание педагогов поделиться идеями, открытиями, наработками со своими коллегами.
Например, уже несколько лет в России действует сообщество «Образовательная Галактика Intel», которое объединяет более 26 тысяч преподавателей. На базе этого сообщества Корпорация Intel и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) проводят совместную международную он-лайн конференцию «Новая школа: мой маршрут». В мероприятии одновременно принимают участие более 4 тысяч учителей стран СНГ. Основная цель мероприятия – повышение уровня цифровой грамотности работников образования. Благодаря совместной работе педагоги могут не просто изучать опыт своих коллег, но вести полноценный диалог, создавать на основе приобретенных знаний новые проекты и реализовывать их в своей работе... подробнее
[2] Кандидат медицинских наук, практикующий психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии