суббота, 20 октября 2012 г.

Какие педагоги нужны Z-поколению?



Современные ученики и студенты – это представители цифрового поколения, рожденные в середине и конце 1990-х, выросшие  на интернете, цифровых камерах, смартфонах, виртуальной реальности и социальных сетях. Для них пользование различными электронно-цифровыми устройствами часть повседневной жизни, причем, более естественная, чем  поход в библиотеку или музей. Миллионы владельцев смартфонов и планшетов, уже не мыслят комфортного существования без информации  от своих устройств о местоположении друг друга, решаемых в данный момент задачах, ближайших ресторанах, кинотеатрах, музеях и других объектах. Гаджеты обеспечивают доступ к банкам и магазинам, удалённым хранилищам файлов и программ, позволяют спроектировать индивидуальную образовательную траекторию.

Наверное, уже можно заявлять, что эпоха персональных компьютеров близится к концу,  а впереди  век невидимых информационных технологий. В этом абсолютно убеждены сотрудники Xerox PARC Марк Вейзер  и его единомышленники: «…истинные технологии должны быть незаметны людям. Когда технология органично вплетена в структуру повседневности, то мы, пользуясь ими, даже не осознаём их присутствия». (Статья для технарей, но подход мне понравился)

Как мне кажется одной из ведущих целей современного образования должно стать формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на всех уровнях. При этом в большой степени имеется ввиду не столько ИКТ-грамотность (умение пользоваться компьютерами, гаджетами и прочей цифровой техникой), сколько формирование  информационного мировоззрения.

Вот здесь лично у меня возникает самый болезненный вопрос: насколько обладают таким мировоззрением педагоги? Спешу оговориться, что никоим образом не хочу обидеть наших  учителей, которые более чем перегружены работой, зачастую рутинной, "галочковой"...

По данным психологии, интервал между поколениями составляет порядка 20-30 лет. Так называемый конфликт «отцов и детей» в информационном обществе проявляется намного острее. Если раньше проблемой были музыкальные пристрастия, внешний вид, одежда и стиль жизни, то сейчас можно говорить о двух разных мирах, двух разных культурах.

Интересна точка зрения Марка Сандомирского [2]: "Формировать взгляды нового поколения, конечно же, будет интернет. И уже формирует. Ведь дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом. Они с детского возраста погружены в интернет, он им заменяет телевидение – дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры. Дальше – больше, и обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении"… текст полностью

Итак, так называемое Z- поколение (термин не научный, а распиаренный в СМИ) подходит к развлечениям, обучению, работе и потреблению принципиально новыми способами.  В этой ситуации информационно-коммуникационная  некомпетентность педагогов или явное  игнорирование информационно-коммуникационных технологий может способствовать утрате не только связи между поколениями, но и, к сожалению, взаимопонимания, взаимоуважения.

Тем не менее, отрадно отметить не только  значительное увеличение количества виртуальных педагогических сообществ в социальных, профессиональных сетях, но и открытость этих сообществ, желание педагогов поделиться идеями, открытиями, наработками со своими коллегами.

Например, уже несколько лет в России действует сообщество «Образовательная Галактика Intel», которое объединяет более 26 тысяч преподавателей. На базе этого сообщества Корпорация Intel и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) проводят совместную международную он-лайн конференцию «Новая школа: мой маршрут». В мероприятии одновременно принимают участие более 4 тысяч учителей стран СНГ. Основная цель мероприятия – повышение уровня цифровой грамотности работников образования. Благодаря совместной работе педагоги могут не просто изучать опыт своих коллег, но вести полноценный диалог, создавать на основе приобретенных знаний новые проекты и реализовывать их в своей работе...  подробнее



[2] Кандидат медицинских наук, практикующий психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии

четверг, 18 октября 2012 г.

На арену приглашается Профессиональный стандарт

Депутаты Госдумы РФ одобрили в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения»
Законопроект дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации новой статьей 1951, предусматривающей введение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».
Согласно документу, профессиональный стандарт является документом, определяющим требования к квалификации работника, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. 
Следующий важный шаг - принятие изменений в ФЗ "Об образовании". В Госдуму  внесен проект, который, возможно, позволит добиться определенной согласованности действий. Согласно этому проекту, первичной является разработка Профессионального стандарта, а потом уже Образовательного.  
Именно такой подход позволит начать ликвидацию казалось бы бездонной пропасти между подготовкой выпускника вуза и уровнем компетентности молодого специалиста. 
Обратите внимание на цитату из ФЗ "Об образовании" (на слайде слева):  "Образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства". Думается, что трудоустройство и адаптация молодого специалиста  тоже должны подразумеваться под этим. В этом случае система корпоративного обучения станет надстройкой, продолжением среднего профессионального или высшего профессионального образования. Всегда ли у нас так?

Содержательный обзор из истории вопроса от Дениса Зибарева

вторник, 16 октября 2012 г.

Вебинар о минимизации усилий при организации электронного обучения


Это сообщение для всех, кто активно использует учебные материалы, сделанные в MS PowerPoint, и возможно размещает их в Интернете... ОДНАКО...

Наши преподаватели колосcально перегружены и, зачастую, рутинной, бумажно-отчетной деятельностью. На творческий процесс, например, по разработке собственных материалов времени остается крайне мало. И чаще пугают больше временные затраты, нежели недостаток компетенций.
Поэтому мы готовы поделиться с вами опытом по минимизации вложенных средств и усилий и максимизации учебного эффекта.

Вы получите практические рекомендации во время бесплатного вебинара

Организация электронного обучения
с помощью программных средств iSpring

24 октября в 12.00 (мск)
После завершения вебинара вы сможете ответить на вопросы:
  • Как распределить рутинные и творческие виды деятельности между преподавателем  и электронным образовательным ресурсом

  • Знаю ли я, когда и с какими результатами мои ученики работали с учебными материалами? 

  • Действительно ли мои разработки организуют учебную деятельность? 

  • Каким критериям должен отвечать учебный материал, чтобы обучаемые добивались заданных результатов?
Приглашаются на вебинар:

Преподаватели и методисты школ, колледжей, профессиональных училищ

Для участия в вебинаре
Вам необходимо за 5-10 минут до начала вебинара пройти по указанной ниже ссылке или скопировать ее в адресную строку браузера. Ссылка будет доступна только на время проведения вебинара.

При возникновении проблем с подключением или необходимость дополнительной информации позвоните по телефонам: 8 (8617) 67-55-48; 89673054404

До встречи в виртуальном пространстве!

воскресенье, 14 октября 2012 г.

LINKUS - это СВЯЗЬ...

LINKUS - средство разработки э-курсов для мобильных устройств,  представлен широкой публике на EduTech Russia 2012

Курсы, созданные в LINKUS  будут работать на мобильных устройствах под управлением Android, на iPad и в среде Windows.
Чем LINKUS отличается от других средств?
Наличием конструктора интерактивных  мультимедийных сценариев (ИМС).
ИМС позволяет сочетать на одном экране (слайде, странице) различные медиа объекты. Учебный эффект обеспечивается за счет манипуляций обучаемого с активными элементами ИМС. ИМС можно использовать в различных режимах:
  • Демонстрации (ознакомление с информацией, без требования ответных интеракций).
  • Изучения (учащийся сам вызывает информацию в произвольной последовательности).
  • Самоконтроля (возможность самостоятельно испытать степень усвоения информации).
  • Контроля (оценивается эффективность обучения, формируется итоговая оценка).  
В LINKUS нет правильных и неправильных решений, есть предустановленная импровизация. Экспериментируя методом проб и ошибок с разными интерактивными моделями, обучаемый открывает и присваивает новые знания.
Концепция LINKUS идеально подходит для реализации модели «produsage», предложенной Акселем Брунсом.  Термин «produsage» (производствопользование) А.Брунс образовал от слов production (производство) и usage (использование).  Автор подчеркивает актуальность смены парадигмы производства и потребления контента.  Вместо традиционной цепочки «производитель-дистрибьютер-потребитель», предлагается новая модель, когда все участники вовлечены в производственно-потребительский цикл.
LINKUS позволит организовать деятельность по одновременному созданию и использованию образовательного контента.  Используя предложенные Брунсом характеристики, можно выделить следующие этапы организации совместной деятельности обучающего и обучаемого по разработке э-курса в LINKUS:
  • Переход от э-курса, создаваемого определенными авторами или авторскими командами к распределенному созданию контента широким сообществом участников.
  • В процессе производствопользования будет происходить постоянная смена ролей участников, что позволит добиться максимального вовлечения обучаемых, повышения мотивации учения…. При этом участники могут иметь разный уровень знаний – от любителя до профессионала.
  • Э-курсы, по сути, не являются продуктом: они всегда находятся в стадии доработки.