О важности смены парадигм обучения
Очень много говорят, пишут, рассуждают как в Верхних эшелонах педагогической власти, так и на местах - школах, вузах, образовательных заведениях, о важности смены парадигм обучения. Модные, слегка затертые слова, но актуальности не потерявшие. Информационный бум требует: не Обучение, а Учение. Не Преподаватель - глава процесс, а Ученик! Преподаватель - Инструмент, с помощью которого, а зачастую избегая его, уж больно старомоден, нуден, брюзглив, Ученик учится...
Если Преподаватель - Волшебная Указка, то он постарается максимально организовать учебно-поисковую деятельность Ученика.
Если Преподаватель - Критическая Лупа, то он досматривает с пристрастием, где допустили ошибку, чего не сделали...
Учение взрослых (андрогогика), безусловно, отличается от учения детей, но и тем и другим одинаково не нравится, когда им скармливают дозу информации, не мотивируя на проглатывание и усвоение. Внутреннее Я становится в позу "А зачем мне это надо?" "С какой целью Я должен потратить время и усилия на эту информацию, когда вокруг так много более актуальной для меня?"
Итак, Цели и Задачи.... Уважаемый преподаватель! Помни! Ты - Инструмент... Поэтому цели и задачи учебной деятельности только на стороне ученика. Будь любезен, сформулируй их так, чтобы это было понятно не только тебе, но и ученику. Определи, как ты будешь предъявлять эти цели? Навязывая, как свою деятельность, или сподвигнешь учеников самих определить "Для чего и с помощью чего".
Например, можно объявить тему и спросить ( в ситуации, когда тема опирается на ранее изученные и так или иначе отдельные моменты уже знакомы): "Что вы хотите знать по данной теме и уметь делать?" (Узнали доброго дедушку Блума? ;)
А на сцене появляется Его Величество Вопрос! Именно он может стать Наставником, Коучем. Это великое и тонкое искусство - постановка вопросов. Основная задача разбудить и активизировать все типы интеллектов нашего ученика (почитать про теорию множественности интеллектов по Гарднеру можно для начала здесь http://pedagogland.ru/theory.html)
Теория Гарднера гармонично дополняет таксономию учебных целей Блума. Можно, конечно, ставить вопросы только по Блуму, но картина будет более полной если их объединить. Об этом подробно: http://pedagogland.ru/bloom_taxonomy.html
Сложно? Невероятно... Давайте потренируемся! Возьмем небольшую историю, например, про Красную Шапочку, и с помощью таблички, приведенной выше, превратим ее в вопросы для организации учебной деятельности. И начинаем, безусловно с постановки цели... Из этой сказки их можно извлечь невероятное множество...
Уже затаила дыхание, в ожидании ваших идей....
Об организации проблемно-поисковой учебной деятельности (на примере)
Продолжаю вместе со слушателями курса "Таможенное декларирование товаров" нарабатывать методику проведения занятий, организующих проблемно-поисковую учебную деятельность обучаемых. Специфика нашей предметной области (таможенное дело) - невероятное количество нормативно-правовых документов.
Все больше прихожу к уверенности, что ключевыми профессиональными компетенциями деятельности ведущего (опытного) специалиста по таможенным операциям (СПТО) являются следующие:
- Сбор информации (определение, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращение к этим источникам, формулировка точных вопросы для получения информации)
- Критическое оценивание — умение интерпретировать информацию (нормативно-правовые документы, данные статистики, тенденции международного сообщества) с целью расчета возможных расходов и получения прибыли, определения возможных рисков и расходов, а также возможностей их избежать. Определение оптимальных условий для принятия бизнес-решений и/или вынесение рекомендаций.
- Консультирование — искусство предоставления четкой информации участникам бизнеса (сотрудникам, руководителям, владельцам и др.), нуждающимся в экспертной консультации по различным вопросам.
Отсюда, наши задачи: организовать такую учебную деятельность, чтобы эти компетенции формировались. Если преподаватель не владеет техникой постановки вопросов и не умеет интерпретировать информацию, то как он может организовать эту деятельность для других. Что может помочь? Полная детализация и раскладка деятельности обучаемых (с целью ее дальнейшего планирования) по типам знаний и условий, в которых они будут применяться.
Обратимся к рекомендациям из курса В.Наумова "Проектирование и разработка электронного курса" (на основе технологии педдизайна): что должен знать и уметь делать обучаемый в какой ситуации на уровне предметного знания, концептуального, процедурного и прагматического?
Например: Сложнейшая тема "Соблюдение запретов и ограничений". Огромное количество норм-доков и отсылочных норм на разных уровнях.
- Определяю для себя типы знаний:
1) предметное - бланки документов (образцы и уже выданные); сборники решений; официальные сайты уполномоченных органов;
2) компетентностное - анализ норм права таможенного законодательства ТС и РФ;
3) процедурное - что значит соблюдать З иО? какими документами необходимо подтверждать это соблюдение, в каких ситуациях;
4) прагматическое - Предоставлять необходимые разрешительные документы. Определять какие нужны документы. Запрашивать сведения и документы от лиц. Получать такие документы в уполномоченных органах. Консультировать учВЭДов по требованиям о соблюдении ЗиО. Определять риски и расходы...
- Делаю раздаточные материалы - выписки из ФЗ, Перечней подконтрольных товаров, МС и пр.; образцы бланков документов и заполненные документы
- Получаю:
1. Прагматическое - Ситуация: ввозятся товары "Отходы мышьяка" и "Сыворотка из крови животных". Надо ответить на вопросы: Будут ли предъявляться одинаковые требования по порядку перемещения этих товаров? Почему? Какие еще категории товаров, с вашей точки зрения, могут вызвать совершенно разные требования? Какой признак может объединять следующие категории перемещаемых товаров: Химические вещества, озоноразрушающие препараты, штаммы бактерий и микробов? Как вы понимаете слова Запрещено... Ограничено... Закончите фразу: "Что запрещено, то .... (не разрешено)
2. Концептуальное - Вспомните, в чем заключается цель государственного регулирования ВТД? Как определяется понятие "ЗиО" в ТК ТС (ст.4 ТК ТС). Можете ли вы сразу определить в чем заключаются запреты и в чем ограничения? Анализируем норм-доки.
3. Предметное. Каждая мера из ЗиО обеспечивается какими-то видами разрешающих или подтверждающих ее соблюдение документов. Рассматриваем образцы документов. Сравниваем и определяем различия (особенно лицензирование, техрегулирование). Изучаем официальные сайты, на которых публикуются данные о выданных документах.
4. Прагматическое. Перемещается щебень... Определите, какие виды разрешительных документов необходимо получать. Сформируйте справку по любому товару
Комментариев нет:
Отправить комментарий